Борьба за живучесть нашей батареи

Мы продолжаем реконструкцию 1-го орудийного дворика батареи. Бетонная площадка вокруг орудийной стальной призматической тумбы пострадала во время войны: покрылась трещинами, часть её обрушилась. Хорошо видны были рельсы узкоколейки, которые использовались здесь в качестве арматуры. Площадка была сделана с небольшим уклоном от тубы к краям. С казематом площадка вплотную не соединялась и через 15-сантиметровый зазор вода попадала внутрь. Для уменьшения её притока могли, вероятно, использоваться  деревянные щиты, так как на обоих входах в каземат сохранились в нём неглубокие пазы. 

Пазы на бруствере каземата.
Пазы на бруствере каземата.

                                         

Мы  восстановили утраченное, но во время двух сильнейших ливней в июле 2021, когда потоки воды затопили Ялту, Керчь, Кубань, досталось и батарее. Мало того, через трещины свода просочилась вода, что бывало и раньше,  в этот раз её потоки через открытую броневую дверь хлынули в подбрустверную галерею. Пришлось приобретать тепловые пушки и почти месяц высушивать казематы. Строители батареи предусмотрели под каждым орудийным двориком  три приямка для сбора дождевой воды, насос для её откачки (осталась рама для его установки, крепёж подведённого электрокабеля). Один из таких насосов был  найден и передан нам рабочими «Росморпорта» при рытье  траншеи  в месте бывшего перед бруствером батареи, ныне утраченного, орудийного дворика.

Рама с резиновыми амортизаторами от батарейного насоса.
Рама с резиновыми амортизаторами от батарейного насоса.

          

Но каждый приямок всего лишь 40 х 40 см., метровой глубины, их оказалось недостаточно.  Да и насосов сейчас уже нет. Приняли решение сделать небольшой  уклон площадки в 3-4 градуса в сторону от казематов, оградить площадку небольшим бетонным буртиком (остатки их сохранились на каземате, как и часть железных лееров ограждения). При расчистке дворика, были найдены медные трубы, медный вентиль, которые, вероятно были сняты с затопленных в Севастополе кораблей и использовались для тушения пожаров: брезентовые шланги легко пробивались пулями и осколками. Кстати, много обгоревших шлангов и соединительных патрубков обнаружено во взорванной во время войны левофланговой части батареи.

Игорь Фролов и Константин Белокуров за работой.
Игорь Фролов и Константин Белокуров за работой.

                          

Сослуживцы Военно-политического отделения: майор запаса Константин Белокуров и капитан 2 ранга запаса Игорь Фролов подставили своё плечо и хорошо потрудились.  Пришла и так необходимая помощь в  приобретении  и доставке строительных материалов, бетонировании. Причём неожиданная — даже участники ежегодной сентябрьской Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития и эксплуатации ракетно-артиллерийского, специального вооружения и морской техники»  Евгений Знаменский из питерского «Военмеха» и   его севастопольский коллега  пожелали взяться за лопаты.

В приобретении цемента помог заместитель начальника училища по МТО капитан 1 ранга Вячеслав Кромкин и его помощники Михаил Зубрилов и Дмитрий Баранов, а когда он закончился на помощь пришёл наш давний даритель  Валерий Палеев — руководитель из «Росморпорта».