Раритет французский — ровесник октября. Расследование второе.

Характерные повреждения гильзы.

При ремонтных работах служащим  Виктором Коновалом в стене третьего этажа учебного корпуса училища обнаружена замурованная разорвавшаяся гильза от снаряда – донная её часть. Казалось бы, обычная находка, но если разобраться – примечательная. При замере выяснился калибр гильзы — 76, 2 мм, а после очистки стала заметна и маркировка.

Справочно:

Маркировка гильз патронов (донное клеймо гильз) выполняется клеймами. Клейма — это условные знаки в виде букв, цифр, рисунков, выдавленных на поверхности элементов патронов. Они содержат данные о месте, времени изготовления патронов, некоторых конструктивных особенностях, назначении. На немецких  гильзах указывался также её размер в сантиметрах.

Виктор Коновал с раритетом.
Виктор Коновал с раритетом.

 По характеру повреждений гильзы – выгнутые наружу  неровные края можно утверждать, что снаряд её не использован по прямому назначению, а был его подрыв артиллерийского выстрела, при котором латунная гильза  разорвалась от воспламенения порохового заряда на две, или  несколько частей.

        Мнение эксперта — главного хранителя фондов Музейного историко-мемориального комплекса»35-я береговая батарея» Андрея Могилы: «Гильза французская, ПМВ, изготовлена для русской полковой трёхдюймовки (судя по фаске на торце). Переснаряжалась — так как капсюльная втулка стальная, а не латунная и видны на торце две вмятины».

        Как же оказался здесь французский боеприпас? Российское военное ведомство заимствовало удачные зарубежные артиллерийские образцы вооружения, строило за границей военные корабли. Перед началом Первой мировой лучшие образцы крупповских орудий уступили место французскому лобби, так появились в РИА, императорском флоте орудия Шнайдера, Канэ и другие. Расход снарядов во время Первой мировой был огромным, так, только за месяц Великой войны, самых востребованных трёхдюймовых снарядов  Россия тратила до 2-3-х миллионов штук. Возникло даже такое понятие. как «снарядный голод». Поэтому приходилось заказывать вооружение и боеприпасы за границей, а гильзы от снарядов собирать и использовать повторно. Не велика вероятность того, что найденный раритет участник ПМВ, но войны Гражданской, Второй мировой — возможно. В стену здания найденная часть гильзы могла попасть как во время Отечественной войны 1941-1945 гг., так и после неё со стройматериалами (нам известно, что это здание довоенной постройки до 1949 г. восстанавливали немецкие военнопленные, лагерь которых располагался по близости в районе бывшего кинотеатра на ул. Гагарина).

       Выстрел трёхдюймовки по способу заряжания был унитарным боеприпасом (снаряд соединялся с гильзой). Если гильза переснаряжалась — значит она уже послужила по своему прямому назначению — была в стволе пушки. Интересно, что и капсюльные втулки тоже имели своё клеймение, но наша стальная сильно проржавела и уже затруднительно его увидеть. 

Донце найденной гильзы.
Донце найденной гильзы.

На нашей находке можно разглядеть  маркировку:

-161

S.с.RX

-644

-SCHNEIDER —  Французская фирма;

-1917- год изготовления.

«Т»- значок в виде изменённой буквы.

       Обратившись к источникам информации на просторах интернета, полной расшифровки  клеймения на гильзах Шнайдер найти не удалось. Учитывая, что  клеймение » S.с.» произведено с точками, я предполагаю это аббревиатура полного названия фирмы -производителя: «Шнайдер и компания» (Schneider & CO ), последние две буквы — аббревиатура города, в котором изготовлен боеприпас. Цифровые клеймения «161», «644» могут обозначать номера партий, или серий этого образца, а едва заметный значок  с видоизменённой буквой «Т» — штамп военной приёмки.

На фронтоне предприятия читается название фирмы-производителя нашего раритета. 
Источник: https://sassik.livejournal.com/735364.html?utm_source=3userpost
На фронтоне предприятия читается название фирмы-производителя нашего раритета.
Источник: https://sassik.livejournal.com/735364.html?utm_source=3userpost

Интересно и то, что фирма Шнайдер до сих пор представлена в России. После того, как правительство Франции национализировало предприятия производящие вооружения, под  брендом Schneider Electric («Шнаде́р Электри́к») стало производится электротехническое оборудование, одно из производств находится в СПБ.

        Вот мнение ещё одного специалиста  по артиллерийским боеприпасам — Евгения Знаменского из Санкт-Петербургского «Военмеха»:»Могу высказать такое предположение, что клеймо не полностью пропечатано и на самом деле следует читать не RX, а BX. Это объясняет что подчеркивание всегда снизу (и служит для правильной ориентации наборного клейма, например), тогда BX может значить (Bordeaux), т.е. завод Schneider в Бордо. На наших гильзах указывается номер плавки латуни из которой сделана гильза. Можно предположить, что 161 также номер плавки, либо номер партии латуни, поставленной от поставщика из Бордо.»

         С этим мнением я  готов охотно согласится, так как завод Шнайдера в Бордо действительно был, а клеймение на образцах гильз выставляющихся на аукционах тоже с неполным выдавливанием то буквы  » S», то — » B».

«В конце XIX в. Главное артиллерийское управление Русской Армии проводило конкурс на создание 3-дюймовой полевой скорострельной пушки. Предполагалось разработать орудие, способное решать все задачи полевого маневренного боя при одном типе снаряда.

      В России полковая артиллерия была упразднена в 1800 году, и, как следствие, закончились разработка и производство полковых орудий. В то же время создавались и выпускались лёгкие противоштурмовые пушки для крепостной артиллерии. Согласно тактике их применения, такие орудия при штурме крепости должны были быстро выкатываться расчётами из укрытий и открывать огонь прямой наводкой по атакующей пехоте противника; кроме того, противоштурмовые орудия должны были сопровождать гарнизон крепости во время вылазок. Специфика применения противоштурмовых орудий предъявляла определённые требования к их характеристикам (лёгкость, высокая скорострельность, относительно небольшая дальность стрельбы), которые совпадали с требуемыми характеристиками для полковых орудий. Конструктивно противоштурмовые пушки фактически были полковыми орудиями. Также как по конструкции, так и по тактико-техническим характеристикам к полковым орудиям были очень близки лёгкие горные пушки. С началом Первой мировой войны имевшиеся на вооружении 76-мм противоштурмовые пушки образца 1910 г. . были изъяты из крепостей и направлены в полевую артиллерию.

     Площадки для выката противоштурмовых орудий и их погреб имелись и на нашей 14-й береговой батарее.

76-мм горная пушка обр. 1909 г.
76-мм горная пушка обр. 1909 г.

       В начале XX века руководство Главного артиллерийского управления осознало необходимость в принятии на вооружение лёгкой полевой пушки, однако термин «полковая пушка» в отношении таких орудий ещё не употреблялся. В 1914 году на Путиловском заводе была изготовлена, испытана и поставлена на производство такая пушка, официально принятая на вооружение как «3-дюймовая короткая пушка обр. 1913 г.» (под «длинной» при этом подразумевалась 3-дюймовая пушка обр. 1902 г. с длиной ствола 30 калибров). Конструктивно орудие было создано на базе 76-мм горной пушки обр. 1909 г., которая, в свою очередь, представляла собой разборное (на ствол и муфту с затвором) тело орудия системы греческого полковника Данглиза на горном лафете разработки фирмы «Шнайдер». В частности от горной пушки были почти полностью заимствованы конструкция ствола, противооткатных устройств, колёс, в значительной степени была сохранена и конструкция лафета. Последний при этом стал неразборным, в отличие от горной пушки. 3-дюймовая короткая пушка обр. 1913 г. серийно производилась в 1914—1920 годах, активно применялась в Первой мировой и Гражданской войнах.

Источник: ru.wikipedia

  В 1897—1898 гг. специальная комиссия под руководством генерал- майора Валевачева рассмотрела 11 опытных образцов 3-дюймовых пушек, выбрав для дальнейшего тестирования только четыре системы: Шнайдера, Сен-Шамона, Круппа и Путиловского завода. По результатам испытаний стрельбой и возкой лучшей была признана пушка Путиловского завода.

76,2-мм полевая скорострельная пушка образца 1902 года.
76,2-мм полевая скорострельная пушка образца 1902 года.

76,2-мм полевая скорострельная пушка образца 1902 года, известная также как «трёхдюймовка», разработана на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге конструкторами Л. А. Бишляком, К. М. Соколовским и К. И. Липницким и инженером Н. А. Забудским с учётом опыта производства и эксплуатации первого российского орудия данного калибра.

      Для своего времени орудие включало много полезных новшеств в своей конструкции. В их число входили: противооткатные устройства, механизмы наводки по горизонту и углу возвышения, легкооткрываемый двухтактный поршневой затвор. Прицел с продольным уровнем, механизмом учёта боковых поправок и угломером с двумя подвижными диоптрами обеспечивал возможность стрельбы с закрытых позиций и прямой наводкой.

Для упрощения серийного производства в конструкции пушки по минимуму использовались высоколегированные стали, в основном она была сделана из дешёвых низколегированных и углеродистых сталей.

      Вариант пушки с модернизированным лафетом был спроектирован в 1901—1902 гг. В апреле 1902 г. Путиловский завод изготовил 12 пушек с новыми лафетами, которые к концу того же года успешно прошли войсковые испытания. На вооружение Русской Армии пушка нового образца была принята 3 марта 1903 г. под обозначением «3-дюймовая полевая пушка образца 1902 г.». Эта дата считается днем рождения знаменитой «трехдюймовки», состоявшей на вооружении Русской и Советской Армий на протяжении почти пяти десятилетий. Пушку по праву называли одним из лучших орудий своего времени.

       Первоначально пушка образца 1902 г. не имела щитового прикрытия, и поэтому в сражениях русско-японской войны расчеты пушек понесли большие потери от огня японской пехоты и осколков снарядов. Стальной щит к пушке был разработан еще в 1902 г. Однако его начали использовать только по окончании русско-японской войны.

Высочайшим повелением от 10 августа 1906 г. все вновь изготавливаемые пушки комплектовались таким щитовым прикрытием. Шрапнельным огнем одна 8-орудийная русская батарея могла в считанные минуты полностью уничтожить пехотный батальон или даже полк кавалерии. Именно за это в 1914 г. немцы прозвали трехдюймовку «косой смерти».

Источник: https://sitekid.ru/izobreteniya_i_tehnika/tanki/polevye_pushki_pervoj_mirovoj_vojny.html

К началу первой мировой войны орудия обр.1902 года являлись основным типом полевой артиллерии в войсках Российской империи: в пехотных дивизиях имелось 3576 орудий.