Самый большой экспонат 2022 года!

Традиционный обзор наших находок и даров года минувшего 2022 -го однозначно укажет на самый большой раритет — 200-литровую немецкую топливную бочку с Великой Отечественной. Экспонат пополнил нашу экспозицию в декабре, когда член училищного военно — поискового отряда и военный реконструктор Андрей Самсонов решил нам его подарить.

Бочка имеет боковую горловину для слива/залива топлива и защитные кольца для  удобного и безопасного перекатывания.

 Доставил немалый груз другой наш помощник и реконструктор — балаклавец Юрий Гордиенко. Интересно отметить, что бочка в хорошем состоянии,  хозяин  долго пользовался  этим артефактом, пока ёмкость не прохудилась.

Маркировка бочки: «Кraftstoff/ 200L/ Feuergefahrlich /Heer» (Горючее /200 л/ Огнеопасно/ Сухопутные войска).

И не удивительно, ведь бочке больше 80-ти лет. Подарок дорогой и мы очень благодарны Андрею. Отличается от отечественных бочек тем, что имеет проушину для подъёма краном. Мы же больше полагаемся на крепкие руки.

Такую же бочку с рельефной надписью «Wermaht» видел в самом центре Симферополя: во дворе дома хозяин устроил из неё душ. Знал бы он, что цена её 200 долларов — нашёл лучшее применение. В топливные баки немецкого танка «Тигр» заливалось 530 литров этилированного бензина OZ74. Удобная тара обеспечивала мобильность, ведь 57-тонный монстр поглощал огромное количество топлива: на 15 литрах танк мог преодолеть не более километра, а если шел по снегу или грязи, то расход топлива увеличивался.

На марше танки тянули за собой тележки с бензиновыми бочками.

Очевидно, способ более безопасный, чем быстровоспламеняющаяся жидкость бы крепилась на броне. Наши танкисты не боялись этого, но топливом на советских танках был соляр. К слову сказать, у врага, всю войну испытывавшего нехватку нефти, танки были только с бензиновыми двигателями, а бензин искусственный, получаемый от переработки угля, преимущественно бурого. Все запасы соляра доставались немецким подводным лодкам.«Наши «Тигры» и «Пантеры» не едят сено», — признался в отчаянии один немецкий офицер зимой 1944 года.

            Не реставрированный раритет.

Рядом с бочкой в музее теперь стоит отреставрированная 20-литровая немецкая канистра 1940 года, найденная севастопльским военным поисковиком Юрием Ковальчуком и также подаренная музею.

Вдавленную третьим Рейхом в металл маркировку с трудом, но можно разобрать.

Канистра сдавлена взрывом и мы лишь очистили и подкрасили её. Чудом инженерной мысли до сих пор пользуются автомобилисты как в нашей стране, так и во всём мире.

Маркировка похожей  канистры: «Kraftstoff 20L/ Feuergefährlich/ 1939, (Топливо 20 л/ Огнеопасно/ 1939).

Это и не удивительно: она удобна, практична и содержит в себе целый ряд изобретений. Впервые такие появились в Германии перед Второй мировой войной. Военные объявили в 1936 году конкурс на конструкцию 20 л. емкости для Вермахта. До того использовались круглые, треугольные канистры с откручивающимися крышками, что было признано не удобным. В 1937 г. победили инженеры компании Müller из г. Швельм. Группа конструкторов, которую возглавлял Винценц Грюнфогель, предложила свой вариант канистры, соответствующий всем требованиям. До 1939 г. конструкция канистры держалась в секрете, пока её не выкрали предприимчивые англосаксы и наладили собственное её производство. В 1943 г. вместе с вооружеием  Ленд-Лиза она попала в СССР, и тоже понравилась военным.

    Канистра конструкции Грюнфогеля при емкости 20 л весила всего 4 кг. Все детали канистры, за исключением резинового уплотнителя, изготавливались из листового металла штамповкой. Для их соединения использовалась сварка. Форма изделий позволяла укладывать их с максимально эффективным использованием пространства,  горловина оснащалась крышкой, которая не требовала отдельного ключа. На боковой поверхности  имелись Х-образные ребра жесткости. Жесткость конструкции обеспечивалась специфической  формой кромки боковых деталей, вогнутой внутрь. Эта особенность также позволила утопить главный сварной шов внутрь объема, что защищало его. ограниченного внешними стенками канистры, что защищало его.

     В конструкции крышки и ее механизмов предусматривались отверстия для установки чеки. Чека в виде металлического стержня с кольцом позволяла блокировать замок крышки во избежание ее произвольного открытия. Внутри горловины выводился один из концов специальной сифонной трубки, предназначенной для облегчения наполнения и опорожнения канистры. При емкости 20 л канистра фирмы «Мюллер» имела минимально возможные габариты. Ее высота составляла 47 см, а горизонтальное сечение имело размеры 34,5 х 16,5 см. Простота конструкции позволяла выпускать полноценные канистры даже в условиях дефицита качественных материалов.    Характерная форма изделия, вписанная в параллелепипед, позволяла хранить  канистры с максимально эффективным использованием имеющегося пространства. Скругленные углы снижали вероятность повреждения самой канистры и окружающих предметов. Минимальное количество швов сокращало вероятность течи. Три ручки обеспечивали удобство переноски: один человек мог нести канистру за центральную ручку, двое – за боковые. Кроме того, в одной руке можно было с большим удобством переносить сразу две пустые канистры. В верхней задней части корпуса канистры обязательно оставался воздух, что позволяло компенсировать изменения объема жидкости под воздействием температуры. Уже в 1937 году новое изделие было запущено в серию и вскоре стало известно под названием Wehrmachtskanister («Канистра Вермахта»). Серийные канистры получали различную маркировку.

Президент США Ф.Д. Рузвельт признал, что без новых канистр войска союзников не смогли бы воевать и наступать быстрее, чем Германия в 1940 г. 

В 1945 году в Европе насчитывалось более 20 миллионов таких канистр.

 На их боковых поверхностях выбивались разные надписи, в первую очередь объем (20L), кроме того, предприятие могло ставить свое клеймо и наносить иную маркировку: Kraftstoff 20l, Feuergefährlich, 1940, Wermacht (Топливо 20 л, Огнеопасно, 1940 год, Вермахт).

   Во время войны заводские клейма ставить перестали, так как союзники предпочитали такие города бомбить. Во избежание путаницы – например, чтобы не залить бензин в емкость для воды – канистры могли окрашиваться в разные цвета.

Литература:

https://topwar.ru/76584-20-litrovaya-kanistra-wehrmachtskanister-polezneyshiy-trofey-soyuznikov.html

https://yandex.fr/images/search?pos=4&img_url=http%3A%2F%2Fvoennoe-obozrenie.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2015-04%2F1429435274_benzin.jpg&text=немецкий%20танк%20с%20бочкой%20бензина%20фото&lr=146&rpt=simage&source=serp