В августе 1941 года Черноморское высшее военно-морское училище было эвакуировано из Севастополя в Ростов – на Дону. Три месяца шли занятия курсантов, училище участвовало в противовоздушной обороне города, охраняло мосты и другие важные объекты. В ноябре училище было расформировано и на его основе на Кавказе была сформирована 76-я морская стрелковая бригада, которую возглавил начальник училища капитан 1 ранга Борис Николаевич Апостоли. В конце февраля 1942 г. 76 морсбр была переброшена в Ростов-на Дону, где участвовала в тяжелейших боях начального периода Великой Отечественной войны.
80-летие подвига морпехов на Миус — фронте в марте 1942 года и оборонительных боях под Ростовом-на -Дону в июле 1942 было отмечено выпускниками училища проведением вахты памяти. Генерал-лейтенант Пётр Кайгородов и капитан 2 ранга Александр Бондаренко в канун Дня ВМФ посетили места боёв черноморцев под городом — рубежом воинской славы Матвеевым Курганом, познакомились с экспозицией районного краеведческого музея, посвящённой подвигу моряков, наладили взаимодействие с руководством музея.
В посёлке Ряженое участники экспедиции встретились с руководителем фермерского хозяйства «Очаг» Юрием Иващенко — человеком много трудов положившим для увековечения памяти севастопольских курсантов, погибших здесь во время Таганрогской наступательной операции 1942 г. Вместе со своим братом Василием Фёдоровичем Юрий Фёдорович воздвиг в Ряженом часовню «Всех святых», установил памятник севастопольским курсантам, планирует установку звонницы у высоты 101,0, которую штурмовали моряки. Затеял высадить Аллею Памяти из 7162 молодых дубков ( по числу оставшихся здесь из трёх морских бригад навсегда) и делает это несколько лет. Он и его семья — настоящие герои нашего времени!
От ЧВВМУ имени П.С. Нахимова часовне была передана икона Св. Николая — чудотворца, покровителя моряков. В ней и помолились об успокоении всех погибших на Миус-фронте. Гости осмотрели комнату Боевой славы «Миусский рубеж», почтили память павших на воинских мемориалах, возложили цветы и сфотографировали мемориальные плиты с именами погибших. После проведения поисковых работ на высоте 100,1, помощь в организации которых оказал поисковик Михаил Быков, музей училища пополнился интересными артефактами и раритетами Великой Отечественной. Была взята нами и горсть земли, хранящей память о павших героях для музея училища. При архивном поиске удалось отыскать имена 275 погибших морских пехотинцев. Все эти события легли в основу документального фильма снятого профессиональным оператором студии «Ратибор-Ростов» Андреем Василенко.
В августе поисковые операции были продолжены. Офицеры запаса МО РФ Геннадий и Михаил Семёновы помогли организовать выезд в Ряженое, где к нам присоединились его поисковики. В работах приняли участие школьники старших возрастов и совсем молодые ребята из дружной семьи Семёновых с традиционными казачьими именами Трофим и Ермак.
Поисковые работы провели на нераспаханной вершине высоты 101,0, бывшем скифском кургане, на котором сохранились немецкие окопы и у её подножья. Обнаружили множество стреляных гильз от винтовок Маузера и Мосина, гильзу от противотанкового ружья, осколки снарядов. На самой высоте ранее поисковики находили траки от немецких танков, останки советского воина.
У подножья высоты ещё 12 морпехов, среди которых был идентифицирован командир 1-го батальона 76 морсбр капитан 3 ранга А.И. Лакотош, обнаружена печать 76 морсбр.
Немцы называли Миусс-фронт «несокрушимым», за долгие месяцы они минировали все подступы, опоясали выгодные высоты траншеями и заграждениями, дзотами создали глубоко эшелонированную оборону. Наступающим трём морским стрелковым бригадам 339 стрелкой дивизии, 2-й гвардейской стрелковой дивизии противостояли главные силы 13-й, 125-й пехотных дивизий, 60-й моторизованный полк 120 моторизованной дивизии и дивизия СС «Лейбштандарт СС «Адольф Гитлер».
Неприступный Миус-фронт был прорван 76-й морской стрелковой бригадой, удалось занять окопы и склон высоты 101.0, но закрепить успех не смогли: фашисты, при поддержке 12 танков вернули утраченное.
В армейской газете «За нашу Родину» в информационной сводке очень лаконично говорилось о действиях бригады: «В течение дня ряд частей нашей армии продолжал вести наступательные бои. В результате частями т. Апостоли взята важная высота. Противник оказывает сильное огневое сопротивление».В Бригадном боевом донесении описывается подвиг краснофлотца Шевченко, который вскочил на танк и стрелял по смотровым щелям из стрелкового оружия пока не кончились патроны.
Потери врага были большие, но наступающих по открытой местности, где фашистами был пристрелян каждый метр ещё больше. Из Боевой характеристики 76 морсбр, данной командованием бригады начальнику штаба 56 армии только 08.03.1942 г., за один день наступления, «В результате сильного пулемётного, артиллерийского и миномётного огня противника, атак его танков и авиации части бригады понесли большие потери /1312 чел/ и к исходу дня отошли на исходные позиции.»
Атки были продолжены и в последующие дни, несмотря на неудачи, без необходимого боекомплекта артиллерии, без поддержки с воздуха моряки бесстрашно шли в бой. После месяца боёв бригада обезлюдела: из 4449 человек активных штыков в батальонах осталось 287 человек. 16 марта, собрав всех уцелевших, включая коневодов, писарей, связистов, офицеров штаба Б.Н. Апостоли лично дважды водил бригаду в атаку, но безуспешно, силы были слишком неравны и с танками воевать мы ещё учились.
Москвич Юрий Кориневский и его сын Александр – родственники погибшего под Киевом в 1941 году выпускника училища лейтенанта Петра Яковлева организовали поисковую операцию в предместье Ростова на Дону, вблизи посёлков Генеральское, Несветай, где геройскими действиями 76 морсбр только 22 июля 1942 г. по боевому донесению 3-го Гвардейского стрелкового корпуса « было уничтожено 65-70 танков, из них 23 в пешем порядке». Это значит не побежали, подпустили, подбили гранатами. Вот когда воевать мы уже научились и стояли насмерть! По донесению 76 морсбр «За 2 дня боёв противник потерял 3000 солдат и офицеров убитыми и ранеными, 70 танков, 2 самолёта, 15 автомашин.» Наши потери в живой силе -2916 человек ранены, убиты, или пропали без вести, убито 672 лошади», была разбита и уничтожена почти половина артвооружения, матчасти и стрелкового оружия. Сейчас кругом простираются поля, но следы войны сохранились.
Позиции напоминают Миусские, только высокий берег реки Тузлов здесь занимали морпехи, а не атакующие танки Клейста. Внизу, вдоль реки, до сих пор на много километров тянется вырытый ростовчанами и поросший кустарником противотанковый ров пятиметровой глубины. Сохранились и советские окопы, но очень неглубокие, меньше метра. Грунт каменистый и оборонялись тут недолго — соседи слева и справа не поддержали обороняющихся, да и силы были неравны.
В самом городе Ростове были обследованы памятники и воинские мемориалы, места где жили и учились черноморцы, найдены источники, свидетельствующие о событиях военной поры. Увековечение подвигов морпехов будет продолжено. Конечно, надо приезжать в эти места нашим курсантам, увидеть всё своими глазами, прикоснутся к подвигу, поклонится земле этой и людям совестливым, трудолюбивым, добрым и мужественным живущим на ней, да посадить очередные дубки в память о каждом павшем черноморце.
Отыскалась в Санкт-Петербурге могила Б.Н. Апостоли, скончавшегося там в 1965 году и похороненного на Богословском кладбище. На послевоенном фото Бориса Николаевича видны: орден Ленина, 3 ордена Красного Знамени, медали. Кроме Черноморского ВВМУ, довелось ему ещё командовать недолго ВВМУ имени М.В. Фрунзе, Бакинским военно-морским подготовительным училищем ВМФ, быть заместителем начальника Каспийского ВВМУ им. С. М. Кирова в Баку.
Мы ищем ближайших родственников военачальника и просим сообщить о себе. Наш долг привести его захоронение в порядок.
А. Бондаренко