11 ноября 1962 года в торжественной обстановке на позиции бывшей 14 береговой батареи была открыта мемориальная доска.
Батарея № 14 береговой обороны Черноморского флота принимала активное участие в обороне осажденного Севастополя в 1941—42 годах. Личный состав батареи проявил исключительный героизм и мужество, отстаивая до последнего снаряда родной город.
Открытие мемориальной доски, произведенное по специальному решению Севастопольского горисполкома, есть признание ратных заслуг личного состава 14 батареи перед Родиной.
В акте торжественного открытия мемориальной доски героям Великой Отечественной войны мы видим преемственность боевых традиций для курсантов училища.
Береговая батарея № 14, стационарная, долговременная, открытая, моноблочного типа, была построена в 1914 году и вооружена четырьмя орудиями 152-мм калибра системы «КАНЭ» с целью обороны морской крепости Севастополь от нападения надводных кораблей противника. В первую мировую войну она вместе с другими батареями крепости принимала участие в отражении немецкого линейного крейсера «Гебен», обстреливавшего 29 октября 1914 г. форт «Константин» и порт Севастополь. «Гебен», получив за время пребывания под огнем батарей три попадания крупными снарядами, был вынужден отказаться от продолжения выполнения боевой задачи.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции батарея входила в состав береговой обороны главной базы Черноморского флота. С 1934 года она служила в качестве учебной батареи для курсантов Военно-морского артиллерийского училища им. ЛКСМУ, впоследствии награжденного орденом Красного Знамени за участие в обороне Севастополя и переименованного в Высшее Краснознаменное училище береговой артиллерии ВМФ.
На всех флотах в Великой Отечественной войне и в обороне Севастополя приняло участие много выпускников этого училища боевое мастерство которых начало складываться на 14-й береговой батарее.
В начале Великой Отечественной войны (июль— август 1941 г) четыре 152-мм орудия береговой батареи №14 и вместе с орудиями других береговых батарей были сняты и переброшены на сухопутное направление для усиления обороны северной части Крыма, а в августе—октябре 1941 года на ней были установлены три 130- мм орудия. Перевооруженная на новую технику, батарея вступила в строй в первых числах ноября 1941 года. Орудийные дворики для этих новых орудий были оборудованы впереди бетонного блока (рис. 1).
Батарея № 14 входила в состав второго отдельного артиллерийского дивизиона береговой обороны главной базы Черноморского флота. В течение всего периода участия второго отдельного артиллерийского дивизиона в обороне Севастополя командиром дивизиона был майор Черномазов, комиссаром — старший политрук Наумов, начальником штаба — капитан Касавин. а на батарее № 14 командиром — старший лейтенант Халиф Григорий Исакович и комиссаром — политрук Коломийцев Герман Матвеевич.
Наряду с другими береговыми батареями БО ГБ ЧФ 14 батарея участвовала в героической обороне Севастополя в период с ноября 1941 по июнь 1942 года. Батарея приняла участие в отражении всех трех наступлений немецко-фашистских войск на Севастополь (рис. 2).
29 октября 1941 года Военный Совет Черноморского флота объявил Главную Базу на осадном положении. 30 октября Севастопольский городской комитет Коммунистической партии Советского Союза опубликовал обращение о защите Севастополя. В этот же день вспыхнули бои с передовыми моторизованными частями немецко-фашистских войск на дальних подступах к Главной Базе. Началась героическая оборона Севастополя.
В период с 29 октября по 10 ноября 1941 года противник пытался овладеть Севастополем с ходу, а 11 ноября 1941 года немцы предприняли первое наступление. Враг рассчитывал нанести главный удар в направлении населенных пунктов Варнутка — Кадыковка и в последующем развить его вдоль Ялтинского шоссе, а вспомогательный удар — в направлении Черкез-Кермена, долины Кара-Коба.
11 ноября противник перешел в наступление в районе Балаклавских высот. Крупные силы немецко-фашистских войск пытались нанести сильный удар и прорвать нашу оборону. Наши войска при поддержке береговой и корабельной артиллерии нанесли поражение Противнику, но, понеся значительные потери, вынуждены были оставить деревню Варнутка, отойти на заранее подготовленный рубеж и продолжать бой. Утром 14 ноября наши войска перешли в контратак —Торжке береговой артиллерии. Береговая батарея № 15 в это время нанесла удар по колонне пехоты и вражеской автоколонне на Ялтинском шоссе, а также подавила артиллерийскую батарею противника юго-восточнее деревни Шули.
Одновременно с наступлением на главном направлении 16 ноября противник предпринял наступление на вспомогательном направлении из района деревни Черкез-Кермен вдоль долины Кара-Коба и из деревни Цппа и ШУли. Учавствуя вместе с другими береговыми батареями в отражении этого наступления, поддерживая действия наших войск, артиллерийсты 14 батареи нанесли удар по скоплению вражеской пехоты в районе Шули и Алсу, чем способствовали срыву наступления противника.
17 ноября враг предпринял сильные атаки пехоты при поддержке танков в направлении на деревню Камары. В отражении атак приняли участие огневые средства второго сектора севастопольского оборонительного района (СОР), корабельная и береговая артиллерия. 14 береговая батарея участвовала в нанесении удара по противнику при отражении атаки. Было выведено из строя несколько танков.
В период первого наступления немцев, наряду с отражением атак противника на юго-восточном направлении, командование СОР предприняло активные действия в районе хутора Мекензия, стремясь возвратить важный опорный пункт с господствующими высотами в системе обороны Севастополя. В этих боях огнем 14 береговой батареи были подавлены две батареи севернее хутора Мекензия.
Первое наступление на Севастополь немецко-фашистских войск провалилось: не добившись успехов, они прекратили наступление на всем фронте и перешли к обороне.
В последующее время ( с 22 ноября по 17 декабря 1941г.) 14 береговая батарея периодически проводила артиллерийские стрельбы по всему участку обороны: по артиллерийским и минометным батареям, по скоплениям пехоты в районах Варнаутки, Камары, Алсу, Уппы, Шули, Нижнего Чоргуня, Мекензия. Иногда эти стрельбы проводились совместно с другими береговыми батареями. Так, в течении 30 ноября 14 батарея дважды вела огонь по большому скоплению пехоты противника в районе Черкез-Кермена совместно с 30-й башенной береговой батареей.
В период с 17 декабря 1941г. по 01 января 1942г. противник предпринял второе наступление на Севастополь. План гитлеровцев предусматривал нанесение главного удара с севера и севера-востока в направлении бухты Северной, а вспомогательного удара – в районе Верхнего и Нижнего Чоргуня.
Утром 17 декабря после сильной артиллерийской подготовки немецко-фашистские войска при поддержке авиации перешли в наступление по всему фронту. Под натиском превосходящих сил противника наши войска были вынуждены отойти на участке главного удара противника и на некоторых других участках. До прибытия пополнения необходимо было задержать атаки крупной группировки противника.
В течение 17, 18, 19 и 20 декабря 14 береговая батарея вместе с другими батареями вела огонь по боевым порядкам пехоты и артиллерии противника в районах Кая-Баша Азис-Оба, Мекензия, Дуванкоя, Качи, Верхнего и Нижнего Чоргуня, Уппы.
22 декабря немецко-фашистские войска начали атаки в направлении Любимовки и башенной береговой батареи, а также из района Камышлы в юго-западном направлении к Северной бухте. 79 бригада морской пехоты произвела контратаку в районе Камышлы при поддержке артиллерии, сорвала наступление немцев и отбросила их на северо-восток. В этих действиях принимала активное участие 14 батарея, ведя огонь по пехоте севернее Камышлы. В этот же день артиллеристы 14 батареи вели огонь по пехоте в районе Камары, Верхнего Чоргуня и уничтожили минометную батарею в районе Нижнего Чоргуня.
23 декабря противник пытался активизировать свои действия на некоторых участках фронта, но наши войска успешно отражали эти атаки. 14 батарея в этот день провела стрельбу по пехоте и артиллерии противника в районах Мекензия, Алсу, Верхнего Чоргуня. 24 декабря 14 батарея приняла участие в отражении наступления на станции Мекензиевы горы и произвела огневой налет по пехоте на станции Бельбек. 28 декабря на рассвете немецко-фашистские войска после артиллерийской подготовки вновь предприняли атаки в направлении станции Мекензиевы горы, часть сил наступала вдоль берега в направлении совхоза им. Софьи Перовской. Большую роль в отражении наступления противника в этом районе сыграла артиллерия и авиация Севастопольского оборонительного района. 14 батарея вела огонь по скоплениям пехоты и танков противника в районе Камышлы, станции Бельбек, Дуванкоя и станции Мекензиевы
Предпринятое противником наступление в районе Мекензиевых гор в период с 28 по 31 декабря 1941 года не дало ему желаемых результатов: он был контратакован и отброшен от 30 батареи и станции Мекензиевы горы. Советские войска прочно закрепились на рубеже станций Мекензиевы горы и Любимовка. Так провалилась еще одна попытка немецко-фашистских войск захватить Севастополь.
В период с января по май 1942 года береговая артиллерия Севастопольского оборонительного района, в том числе и 14 береговая батарея, поддерживала свои войска, подавляя и уничтожая пехоту, артиллерию и танки противника на различных участках обороны.
Третье наступление немцы смогли организовать лишь в июне 1942года после того как наши войска оставили Керченский полуостров. Главный удар противник намечал в направлении станции Мекензиевы горы, Северной бухты, а вспомогательный – вдоль Ялтинского шоссе.
Наступление началось одновременно на главном и вспомогательном направлениях. В ходе отражения третьего штурма немецко-фашистских войск на Севастополь 14 береговая батарея продолжала поддерживать артиллерийским огнем сухопутные войска. В этот период обороны она вела огонь в основном по Северной стороне города, подавляя и уничтожая пехоту и огневые средства противника.
В двадцатых числах июня противник занял Северную сторону города Севастополя. 22 июня штаб второго отдельного артиллерийского дивизиона перебазировался в район Стрелецкой бухты. 25—26 июня бои шли на ближних подступах к городу с юго-востока и в некоторых местах в самом городе, 29 июня бои продолжались в городе. К 30 июня советские войска заняли оборону уже по юго-западной окраине города и далее на юг, до Георгиевского монастыря.
В этой тяжелой обстановке последних дней обороны личный состав батареи продолжал выполнять боевые задачи. Батарея вела методический огонь по скоплениям частей противника на Северной стороне (районы м. Константиновский, Учкуевки, инженерной пристани, Сухарной балки). Только в последние дни она подавила несколько артиллерийских и минометных батарей противника на Северной стороне, уничтожила шлюпочно-десантную группу, пытавшуюся переправиться через бухту на южный берег, а также вела огонь по пехоте в районе Учкуевки (пляж).
Батарея решала огневые задачи в условиях сильного противодействия противника, который систематически обстреливал ее и наносил бомбовые удары. Противник иногда выпускал по батарее по 400—500 снарядов, в одновременных налетах на батарею участвовало до 40 самолетов противника. В результате огневого противодействия противника часто выходили из строя орудия, но тут же быстро ремонтировались силами личного состава. Имели место потери личного состава, особенно из команд орудийных расчетов. Но уничтожить батарею противник не мог: через короткий промежуток времени батарея опять вела огонь.
Несмотря на систематические обстрелы и бомбежки, личный состав, закалившись в этих боях, действовал смело, уверенно решительно. По воспоминаниям участника обороны Севастополя и очевидца тов. Ятманова (начальника медсанслужбы второго отдельного артиллерийского дивизиона), один из матросов (фамилия неизвестна), находясь на вахте на бетонном массиве у зенитного пулемета, во время очередного налета самолетов противника вел огонь по бомбардировщикам. Он до конца -4, вил свою задачу и был убит прямым попаданием авиабомбы сброшенной с последнего самолета. Тело матроса не смогли собрать и похоронить.
Под действием артиллерийских снарядов и авиабомб противника продолжали крошиться и рушиться стены и потолки бетонного массива батареи. Стены и потолки выдерживали удары снарядов, но не могли устоять перед прямым попаданием авиабомб.
В результате прямого попадания немецкой авиабомбы последние дни обороны склад боеприпасов на батарее взорвался и западная часть бетонного блока была разрушена (рис. 1). По рассказам участников обороны Севастополя, склад боеприпасов был организован на батарее в последний период обороны.
30 июня, к исходу суток, на 14 батарею прибыл командир второго дивизиона, а несколько позже прибыли военный комиссар, начальник штаба и весь остальной состав штаба дивизиона. Командир дивизиона тут же убыл в штаб армии для уточнения обстановки и не возвратился. Утром, 1 июля, начальником штаба и военным комиссаром дивизиона было принято решение: последними снарядами нанести удар по противнику на Северной стороне, а затем вывести батарею из строя, штабу дивизиона и личному составу, не имеющему прямого отношения к батарее, выйти на противоположную сторону Стрелецкой бухты и расположиться в землянке-блиндаже прожектора 14 батареи.
Орудия батареи дали последние залпы по противнику. Снарядов не стало. Материальную часть 130-мм артиллерийских систем и другие технические средства батареи вывели из строя. Личный состав 14 береговой батареи до конца выполнил свой долг перед Родиной и Коммунистической партией. Командир и комиссар батареи с личным составом оставались на батарее до последнего момента, продолжая отражать атаки немцев стрелковым оружием.
По рассказам очевидцев, 1 июля, около 14 часов, на подступах к бухте Стрелецкой появились немецкие танки с автоматчиками на бортах. Танки прорывались в направлении 14 батареи, автоматчики вели огонь. Командир 14 батареи вызывал огонь на себя 35.башенной береговой батареи, но огонь по вызову не был дан: на 35 батарее уже не было боеприпасов. Командир батареи Григорий Халиф, комиссар батареи Герман Коломийцев, шестидесятилетний старший военфельдшер Артемов, активный участник обороны Одессы, вместе с частью личного состава батареи, видимо, геройски погибли в последние дни обороны в районе батареи, до конца выполнив свой долг перед Родиной.
30 июня 1942 года Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение об эвакуации. 3 июля 1942 года город был оставлен Защитники Севастополя выполнили свои долг. Они расстроили планы немецко-фашистского командования. Гитлеровцы понесли огромные потери. Свыше 300 тысяч солдат и офицеров, огромное количество боевой техники и оружия потерял враг. Такой ценой гитлеровцы заплатили за руины города-героя.
Участвуя в обороне города, 14 батарея провела 279 артиллерийских стрельб по пехоте, артиллерии и танкам противника, израсходовав более пять тысяч снарядов.
Большинство стрельб было проведено на дистанциях свыше 100 каб. Часть артиллерийских стрельб корректировалась корректировочными постами, которых насчитывалось до 20 в составе береговой обороны. Огнем 14 береговой батареи уничтожено 5 артиллерийских и минометных батарей, подавлено 3 батареи, разбито два ДЗОТА, около 23 автомашин и 15 повозок противника, истреблено около 300 гитлеровцев (только по достоверным данным). Стрельбы за июнь, видимо, не вошли в этот общий результат огневых налетов батареи.
Гордое и славное имя Севастополь вошло незабываемой страницей в историю нашей Родины. Более 20 лет прошло со времени героической обороны города, но вечно в памяти поколений будут жить имена его славных защитников, показавших всему миру чудеса храбрости и бесстрашия. Их славные подвиги навсегда останутся в сердцах наших людей и будут служить вечным примером небывалого героизма[1].
Политупр. ЧФ «Страницы боевой славы» 1963г.
[1] При написании статьи использованы архивные материалы, и отчеты, рассказы и воспоминания участников обороны Севастополя.